10.04.2016 Калуга: стадионы «Центральный», «Юность», «Труд»

«Раскиданный по миру» за решением своих житейских дел, небольшой коллектив гх.ру иногда всё же собирается вместе. Причиной этому обычно служит совпадение желаний его участников. Так случилось и в случае игры футбольного клуба «Калуга» с московским «Торпедо», которой обе команды возобновляли после зимний паузы выступление во 2 дивизионе зоны «Центр». Для меня Калуга являлась новой, пока ещё не посещённой, точкой на футбольной карте России, поэтому помимо посещения самой игры на стадионе «Анненки», мной владело желание и ознакомиться с другими городскими стадионами. В связи с этим воскресное утро началось у меня ещё тогда, когда у некоторых не закончилась суббота. Двумя ночными троллейбусами я добрался до Киевского вокзала, а от туда первой собакой стартанул в Калугу.

Стадион «Центральный».

Калуга встретила меня ещё только прогревающими воздух солнечными лучами. Прошагав вниз от вокзала по уютным калужским улицам я оказался у «Центрального». Наслышав, что последние лет 10 стадион собираются снести, боялся, что придётся смотреть на забор, но опасения оказались напрасными. Вокруг стадиона уже в столь ранний час кипела жизнь в виде рынка. «О, бля! Кор-рес-пон-дент приехал!» — прошатался мимо меня какой-то пьяный мужичёк, разглядывая фотоаппарат, болтающийся у меня на шее. «Смотри, фотографирует» — зашептались за спиной торгующие там старушки, когда я фотографировал уже потрёпанное временем электронное табло стадиона с до сих пор сохранившимся там флагом калужского «Локомотива». Немного смутившись столь бурной реакции на моё появление, сдерживая улыбку и напустив на себя деловитости я приступил к выполнению своего корреспондентского долга. Не только снаружи стадиона, где расположился рынок, а так же всевозможные чебуречные, кипела жизнь. Внутри стадиона, среди полуразрушенных трибун, так же уже во всю наворачивали вокруг поля круги местные жители.

Стадион был открыт в 1926 году. тогда он носил название «Красный Октябрь» и включал в себя футбольное поле с покрытыми гравием беговыми дорожками, на разных концах поля футбольные баскетбольные стойки, «конструктивы» для прыжков, а так же длинные трибуны в пять рядов и командорскую вышку. Церемония открытия включала в себя парад профсоюзных спортсменов, легкоатлетические соревнования и футбольный матч между сборной командой железнодорожников и сборной командой ГСПС. В зимнее время на стадионе заливался каток.

В 1965 году стадион реконструировали и переименовали в «Локомотив». К открытию был приурочен товарищеский матч между хозяевами поля и московским «Локомотивом». Честь поднять государственный флаг страны на стадионе был предоставлен капитанам команд: заслуженному мастеру спорта Валентину Бубукину и мастеру спорта Анатолию Концевому. Хозяева поля обыграли москвичей со счетом — 2:0. В начале февраля 1967 года началась стройка Западной трибуны стадиона, рассчитанная на 4215 зрителей. С внешней стороны трибуны предполагалось открыть спортзал и кафе.

Очередная реконструкция была проведена в 1990 году. Тогда же стадион получил свое нынешнее название «Центральный». Реконструкция включала в себя оборудование турникетов перед входом на стадион, на беговые дорожки было уложено тартановое покрытие, а трибуны оборудованы деревянными лавками, простоявшими там до 2002 года, когда были заменены пластиковыми креслами. Первый матч на обновлённом стадионе калужская «Заря» провела 4 июня 1990 года в присутствии более 15000 зрителей. В рамках 13 тура 53-го чемпионата СССР калужцам предстояла встреча против куйбышевских «Крылья Советов». В упорной борьбе хозяева проиграли 2:3.

Последней реконструкции стадион подвергся в конец 90-х — начале 2000-х годов. Было установлено электронное табло. Деревянные лавки на северной трибуне заменили пластиковыми сиденьями, рассчитанными на 4000 человек. Был произведен ремонт здания клубного офиса, комментаторской кабины и подтрибунных помещений. Весной 2005 года в пределах стадиона появилось тренировочное поле с искусственным покрытием (на огороженной площадке размером 40х23 метра установлены ворота и нанесена разметка). А 18 октября 2006 года на этом стадионе состоялся последний официальный матч. Калужскими футболистами со счётом 2-1 был побеждён подольский «Витязь».

За почти десять лет с момента проведения на нём последней игры, то и дело возникают всевозможные слухи об участи этого стадиона. Сначала шла речь о реконструкции, позже они сменились разговорами о сносе и постройки на этом месте нового спорткомплекса, но пока до конкретных действий разговоры не дошли и он продолжает бесплатно принимать увлечённых спортом местных жителей от мала до велика.

Стадион «Юность».

Далее мой путь лежал до стадиона «Юность», где базируется одноимённая спортивная школа. Она была открыта в 1970 году и включала секции легкой атлетики, плавания, спортивной и художественной гимнастики и волейбола (спустя 2 года волейбол заменили конькобежным спортом). Из её стен вышли такие спортсмены как Михаил Линге — олимпийский чемпион 1980 года в эстафете 4х400 метров, Станислав Лопухов — серебряный призер Олимпийских Игр 1996 года в комбинированной эстафете 4х100 метров, чемпионки Мира и Европы по самбо и дзюдо Татьяна Папушина и Юлия Семенова и многие другие.

Меня же в первую очередь интересовал стадион. В целом он имеет очень ухоженный вид, но к футболу, если и имеет, то весьма посредственное отношение, о чём намекает и отсутствие ворот на поле. Вокруг поля беговые дорожки, всевозможный легкоатлетический инвентарь и приспособления для бега и прыжков в длину, высоту, ширину и ещё куда-нибудь. С одной стороны поля установлено электронное табло. С противоположной две трибуны вместимостью 1774 места: большая и рядом с ней ещё одна маленькая. Большая трибуна имеет комментаторскую кабину, а в обратную от зрительских мест сторону от неё отведён козырёк, пространство под которым, судя по всему так же служит то ли для соревнований, то ли для разминок спортсменов. Стадион принимает как городские, так и общероссийские легкоатлетические соревнования, а порой используется как тренировочная база для подготовки нашей сборной.

Стадион «Труд».

Последним в моей пробежке стадион «Труд». Из интернета о нём известно чуть меньше, чем ничего. Даже фотографии этого спортивного объекта нагугливаются с большим трудом. Базирующаяся там же одноимённая спортивная школа была открыта в 1994 году и готовит пловцов, фехтовальщиков, конькобежцев, борцов, дзюдоистов и лыжников. Подозреваю, что стадиону лет поболее. Проникнуть на него не удалось. Со всех сторон он окружён искусственными препятствиями в виде заборов, гаражей, частных стоянок, грязной речки, гор мусора и тд. Через забор всё же удалось высмотреть, что трибуны имеют бетонное основание. Они, так же как и забор с внутренней части стадиона. покрыты граффити. Судя по полю, используется он лишь зимой, когда на нём заливают каток, т.к. одна половина поля покрыта травой, другая асфальтовая.

Посмотрев «Труд» я двинул в центр города, а от туда на маршрутке до стадиона «Анненки». Смысла писать об этой игре я не вижу. Это уже было сделано ранее и я написал бы примерно тоже самое. От себя могу сказать, что было действительно круто видеть, пусть и не большие, заполненные трибуны стадиона на игре команд находящихся в нижней половине турнирной таблицы. Безусловно статус первой игры в сезоне и именитость соперника, пускай и переживающего сложные времена, не могли не повлиять на зрительскую явку.

Уже собираясь покидать трибуны стадиона, что бы встретиться с остальными членами гх.ру, познакомился с Иваном Якуниным — автором книги «Московская область — территория фанатизма» и Машинистом из «Скитальцев». Пользуясь случаем, немного разгрузил Ивана, приобретя экземпляр этой книги. К полноценному чтению его работы пока руки не дошли, но уже невооружённым взглядом было видно, что не халтура и книга сделана на совесть. 200 страниц информации, рассказывающей о ситуации на трибунах Московской области и около них. Подача материала весьма объективная и написана доступным языком, поэтому читается легко. В общем, всем интересующимся «маст хев». От Машиниста получил несколько стикеров, за что так же спасибо. Немного потрепались и отправились по домам, попутно натыкаясь на пробки из фур и дачников. Подводя итог, поездка для меня выдалась весьма изнурительной, но плодотворной и богатой на впечатления, что с лихвой окупает усталость, накопившуюся за почти 20 часов на ногах.